Порядок и способы направления Росреестром уведомлений при осуществлении регистрационных действий в сфере ипотеки

 

Федеральным законом от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 25 Федерального закона  от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» внесены изменения,  согласно которых не позднее следующего рабочего дня после погашения регистрационной записи об ипотеке орган регистрации прав направляет залогодателю и залогодержателю уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Во исполнение указанных изменений также принят Приказ Росреестра от 24.11.2021 № П/0539 «Об установлении порядка и способов направления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), и его территориальными органами уведомлений при осуществлении регистрационных действий в сфере ипотеки» (далее – Приказ № П/0539), который вступает в силу с момента признания утратившими силу ранее регулировавшими указанные вопросы Приказов Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173, от 12 марта 2018 г. № 118.

Согласно положений  Приказа № П/0539 уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке  направляется в срок не позднее следующего рабочего дня после погашения регистрационной записи об ипотеке и должно содержать информацию о виде объекта недвижимости и его кадастровом номере, о дате погашения регистрационной записи об ипотеке, а также о номере электронной закладной, если права залогодержателя удостоверены электронной закладной.

Указанное  уведомление направляется в форме электронного документа:

а) залогодателю и залогодержателю одним из следующих способов:

  • посредством направления электронного документа с использованием веб-сервисов в случае представления заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке и прилагаемых к нему документов посредством веб-сервисов;
  • посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте, по адресам электронной почты, указанным в заявлении о погашении регистрационной записи об ипотеке, либо по адресу электронной почты, содержащемуся в ЕГРН, в случае наличия таких сведений в записях ЕГРН;
  • посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (личный кабинет);

б) в депозитарий, осуществляющий хранение электронной закладной, - посредством определенных Правительством Российской Федерации информационных систем, включенных в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, в форме электронного документа.

       Приказ № П/0539 также предусматривает и иные случаи, когда стороны сделки ипотеки должны быть извещены по результатам  регистрационных действий в сфере ипотеки.

Чтобы проверить сведения о снятии записи об ипотеке, заявитель также самостоятельно может получить выписку из ЕГРН, содержащую обновленные данные об объекте недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра», на портале Госуслуг, а также в офисах МФЦ.

 


 

 

Создание публично-правовой компании «Роскадастр»

 

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 № 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр», вступившим в силу 30.12.2021, принято решение о создании на базе профильных государственных учреждений и акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере недвижимости и пространственных данных, публично-правовой компании «Роскадастр» (ППК Роскадастр).

ППК Роскадастр создается посредством реорганизации федеральных государственных учреждений или акционерных обществ, единственным участником которых является РФ. Их перечень определит Правительство РФ.

В настоящий момент компанию планируется создать на базе ФГБУ «ФКП Росреестра», ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» и АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», АО «Роскартография».

«Компания «Роскадастр» будет обеспечивать для нужд государства выполнение всего комплекса геодезических и картографических работ, работ по наполнению фонда пространственных данных, создание единой электронной картографической основы, используемой в дальнейшем для оказания Росреестром государственных услуг, в том числе по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также для работы других органов власти и организаций», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

В частности, ППК Роскадастр будет осуществлять: выездной прием заявления об осуществлении учетно-регистрационных действий и прилагаемых к нему документов; выдачу посредством курьерской доставки документов, подтверждающих осуществление учетно-регистрационных действий, иных документов, подлежащих выдаче заявителям на бумажном носителе, а также уведомлений о приостановлении и отказе в осуществлении указанных действий, уведомлений о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

К Роскадастру также переходят полномочия, ранее отнесенные к компетенции ФГБУ «ФКП Росреестра».

 


 

 

Признание и регистрация ранее возникших прав на объекты недвижимости

 

Ранее возникшим считается право, которое возникло до 31 января 1998 г. Право собственности, возникшее до указанной даты, считается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, сведения по которым отсутствует в ЕГРН, обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости. Заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

Государственная регистрация прав также является обязательной, если с заявлением о внесении сведений как о ранее учтенном объекте обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

«Государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости не уплачивается. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Правообладатель объекта недвижимости вправе представить соответствующее заявление и ранее полученный документ, удостоверяющий право на объект недвижимости, посредством использования личного кабинета сайта Росреестра в форме электронного документа либо обратиться в любой офис МФЦ», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ Вы можете получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

 


 

 

Порядок разрешения земельных споров

 

Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры разрешаются в судебном порядке.

Одним из споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, является спор об установлении границ земельных участков.

Например, гражданка З. обратилась в суд с иском об установлении границ земельного участка. В обоснование своих требований истица пояснила, что она является собственником земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. С целью уточнения и установления границ земельного участка она приняла меры к подготовке межевых документов, однако сосед, ответчик А., отказался подписывать проект межевого плана, согласовывать границы земельных участков.

При рассмотрении заявленного требования судом применяются положения ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Руководствуясь указанной нормой, суд удовлетворил заявленное требование З. и установил границу земельного участка.

При этом суд указал, что граница между земельными участками истицы и ответчика сложилась, она обозначена забором, возведенным много лет тому назад (более 20 лет). Несмотря на то, что забор частично разрушен, граница между соседними земельными участками хорошо просматривается.

При обжаловании данного решения в вышестоящую инстанцию, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Указанный пример ярко демонстрирует эффективность судебной защиты прав граждан при разрешении земельных споров.

 

 


 

 

Ошибки кадастровых инженеров, допускаемые при подготовке межевых и технических планов

При подготовке межевых и технических планов кадастровые инженеры периодически допускают ошибки, такие как:

- описки/опечатки, при наборе кадастрового номера пропуск одной из цифр;
- не приложен какой-либо документ (свидетельство на землю, либо согласие на обработку персональных данных, или письмо о получении сведений о геодезической основе);

- неверно указан кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок (данная проблема возникает в случае, когда земельный участок расположен одновременно в нескольких кадастровых кварталах);
- не заполнен один из обязательных разделов межевого/технического плана (чаще данная ошибка возникает из-за версии программного обеспечения);
- неверно указан доступ к земельному участку - довольно часто доступ обеспечивается через земли/земельные участки общего пользования, но в иных случаях необходимо прикладывать соглашение о доступе;
- неверно указан вид работ (например, при разделе земельного участка указывается вид работ «раздел», но в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, вид работ будет «раздел земельного участка с сохранением исходного»).

- пересечения/недосечения границ земельного участка (данная проблема возникает чаще всего, когда земельный участок имеет большое количество характерных точек и много смежных границ, либо в процессе подготовки документов сосед поставил земельный участок на кадастровый учет,  пересечение очень часто бывает в пару миллиметров);
- не указаны объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо указаны не все объекты недвижимости (при подготовке межевого плана кадастровый номер дома указали, а про газопровод/водопровод забыли);
- несоответствие формы документа (данная проблема возникает при переходе программного обеспечения из одной версии в другую, и в связи с изменением законодательства);

Причиной ошибок может быть невнимательность, изменения законодательства, а также несовершенство используемого программного обеспечения.

 

 


 

 

Как получить невостребованные документы

 

В силу различных жизненных обстоятельств, а в настоящее время в связи с ограничениями, связанными с пандемией, возникают ситуации, когда жители Томской области не смогли обратиться в установленный срок за получением документов по результатам оказания государственной услуги в МФЦ. Соответственно возникает вопрос - как действовать в такой ситуации?

«После оказания государственной услуги готовые документы в течение 45 календарных дней хранятся в пункте приема-выдачи документов в МФЦ, по месту обращения», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Если в течение этого срока заявитель не заберёт документы, то для дальнейшего хранения их направят в архив филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Томской области (филиал Кадастровой палаты по Томской области).

Для того чтобы получить невостребованные документы, заявителю или его законному представителю необходимо обратиться в филиал Кадастровой палаты по Томской области либо МФЦ и подать заявление по установленной форме о выдаче невостребованных документов, указав способ получения документов и свой контактный телефон.

Выдача заявителю невостребованных документов может осуществляться следующими способами:

-бесплатно в МФЦ по месту обращения;

-бесплатно в Кадастровой палате по месту хранению документов;

-бесплатно в Кадастровой палате по экстерриториальному принципу во всех субъектах Российской Федерации;

-за плату курьерской доставкой.

«По состоянию на 1 марта 2022 года в филиале Кадастровой палаты по Томской области принято на хранение 23 616 невостребованных документов, за 2021 год заявителям выдано 2 227 документов», - отметил Виталий Файт, директор ФГБУ ФКП Росреестра по Томской области.

Дополнительную информацию о способах получения невостребованных документов и сроках их доставки можно получить по телефону 8(3822) 46-78-71(2012).

 


 

 

История государственной картографогеодезической службы России

 

Каждое второе воскресенье марта в России работниками геодезии и картографии принято отмечать свой профессиональный праздник. В 2022 году этот день приходится на 13 марта.

История государственной картографо‑геодезической службы России началась 15 марта 1919 года  со вступления в силу Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР о создании Высшего геодезического управления.

В 1991 году было учреждено Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров РСФСР (Главкартография РСФСР), на которое возлагалось осуществление геодезической и картографической деятельности государственного значения на территории России.

28 ноября 1991 года Главкартография РСФСР перешла в ведомственное подчинение Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР в качестве Комитета по геодезии и картографии. 12 января 1992 года Комитет по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР был упразднен и на его базе образован Комитет по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. В сентябре 1992 года Комитет был реорганизован в самостоятельный федеральный орган исполнительной власти ‑ Федеральную службу геодезии и картографии России. 20 мая 2004 года было образовано Федеральное агентство геодезии и картографии, которое находилось в ведении Министерства транспорта РФ.

С 1 марта 2009 года оно было упразднено и функции переданы Росреестру.

Работники геодезии и картографии России обеспечивают граждан Российской Федерации, органы власти, органы местного самоуправления и иные организации геодезической и картографической информацией, необходимой для функционирования отраслей экономики, изучения и использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, строительства, управления земельными ресурсами, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

 


 

В Томской области реализуется программа социальной газификации

 

Обращаем внимание жителей Томской области на то, что в регионе реализуется программа социальной догазификации. Подать заявление можно только при наличии оформленных прав на земельные участки и домовладения. Проверьте свои документы. При отсутствии зарегистрированных в ЕГРН подтверждающих прав на ваши объекты следует обратиться с заявлением в МФЦ.

 «Срок учетно-регистрационных действий составит от 3 до 7 рабочих дней с даты приема документов. После рассмотрения документов Управление Росреестра по Томской области внесет соответствующие сведения в ЕГРН и выдаст собственнику выписку, подтверждающую оформление прав», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru либо по телефонам регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области) 8 (3822) 602-999 (городской номер телефона).

Программа социальной газификации будет действовать до 31 декабря 2022 года, а в отдельных случаях и за пределами 2022 года. Дополнительную информацию по данной программе можно также получить в Департаменте промышленности и энергетики Администрации Томской области, воспользовавшись ссылкой https://depenerg.tomsk.gov.ru/sotsialnaja-gazifikatsija.

 

 


 

 

Объект недвижимости только поставлен на государственный кадастровой учет или у объекта недвижимости изменились характеристики. Кто должен установить кадастровую стоимость?

 

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

- в соответствии с действующим законодательством полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости в Томской области наделено государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (далее ОГБУ «ТОЦИК»).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрен следующий порядок определения кадастровой стоимости в случае постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет или изменения характеристик объекта недвижимости:

ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее – Филиал) по субъекту Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в ОГБУ «ТОЦИК» такие сведения;

ОГБУ «ТОЦИК» осуществляет определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующих сведений об объекте недвижимости;

ОГБУ «ТОЦИК» в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости направляет результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в Росреестр для внесения этих сведений в ЕГРН;

Филиал в срок не позднее пяти рабочих дней с даты поступления соответствующих документов, содержащих сведения о результатах определения кадастровой стоимости, вносит такие сведения в ЕГРН.

 


 

 

Виды контрольно-надзорных мероприятий

 

С 01.07.2021 действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

При осуществлении государственного земельного надзора органами государственного надзора (их территориальными органами) могут проводиться следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий в рамках указанных мероприятий Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, которые установлены в соответствии с частью 8 статьи 1 № 248-ФЗ.

Инспекционный визит проводится посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, получения письменных объяснений, инструментального обследования.

Рейдовый осмотр проводится посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), инструментального обследования, экспертизы.

Документарная проверка проводится посредством получения письменных объяснений, истребования документов.

Выездная проверка проводится посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общественных данных.

Выездное обследование проводится посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи).

 


 

 

Электронные услуги и сервисы Росреестра

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является развитие и совершенствование процесса оказания государственных услуг в электронном виде, увеличение количества по-настоящему востребованных электронных сервисов, учитывающих запросы всех участников рынка недвижимости.

На сегодняшний день в условиях действующих ограничений электронный способ получения услуг Росреестра становится все более востребованным.

К концу 2021 года доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых Управлением Росреестра по Томской области в электронном виде, составила более 48% от общего числа заявлений. Более 92% всех сведений из  Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также предоставляется в электронном виде.

Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте  Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Посредством сервиса можно как подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, так и запросить сведения, содержащиеся в ЕГРН. Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в разделе сервиса «Мои заявки».

«Личный кабинет» позволяет собственнику просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости, гарантирует оперативное уведомление об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.

На сайте Росреестра доступны также два электронных сервиса, предоставляющих открытые данные о недвижимости всем желающим.

Это такие сервисы как:

справочная информация по объектам недвижимости в режиме online: поиск объекта осуществляется по кадастровому номеру объекта или адресу. Всю информацию, включая данные об актуальной кадастровой стоимости, площади, наличии ограничений (обременений) объекта недвижимости можно получить бесплатно;

публичная кадастровая карта: нужный объект можно найти по кадастровому номеру, расширенному поиску или с помощью интерактивной карты. По каждому объекту недвижимости, данные о котором содержит сервис, можно узнать общую информацию, в том числе площадь, кадастровую стоимость и характеристики объекта.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «На особом контроле у нашего ведомства – регистрация ипотечных сделок в электронном формате, что позволяет не только существенно сократить время оформления документов, но и не посещать МФЦ для подачи документов на государственную регистрацию, что особенно актуально в период пандемии.  

С 15 августа 2021 года Управление Росреестра по Томской области участвует в проекте «Электронная ипотека за 1 день». По итогам реализации проекта на территории Томской области на 01.02.2022 года доля заявлений на регистрацию ипотеки в электронном виде составила 59% от общего числа ипотечных сделок».

 

Просмотров: 951
Источник: Управление Росреестра по Томской области